Храм преподобного Серафима Саровского
г. Невинномысск
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ
Издается по благословению настоятеля храма
Митрофорного протоиерея Игоря Тымчак
СВЕЧА
Свеча — это свидетельство веры и жертва человека Богу.
Недопустимо ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой — своими словами.
Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви, к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце, можно поставить свечку любому святому или святым.
Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места— все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить её в другое время
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ
Православный храм — это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно– так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий (например, не держать руки в карманах, не отвлекаться на телефон).
Приходить к службе надо заблаговременно: за 5 -10 минут до начала Богослужения. Перед храмом и при входе в храм совершают поясной поклон с крестным знамением и молитвой: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (или три — по желанию).
При входе мужчины и мальчики снимают головные уборы. Женщины и девочки входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу. Женщинам необходимо стереть губную помаду. Одежда должна быть пристойной и опрятной.
Разговоры в храме нужно ограничить до предела, при необходимости — говорить тихим голосом. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом.
Без нужды неследует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.
Приходя в храм с детьми, следует научить их вести себя скромно, спокойно, тихо.Время их молитвы в Храме нужно соразмерять с их силами. Необходимо воспитывать не привычку стоять в храме, а благоговение к святыне. Плачущего или шалящего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удастся, следует выйти с ребенком из храма во двор.
Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Не следует сидеть, закинув ногу на ногу. Если все молящиеся встают на колени, нужно, по возможности, присоединиться к ним, потому что коленопреклоненными молитвами обозначаются особенно важные моменты службы.
Делать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, можно с благословения священника, негромко, деликатно, — лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие.
Нужно оставаться в церкви до полного окончания Богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.
По окончании Литургии надо подойти и приложиться к Кресту, который дает верующим священник около алтаря. Выходя из храма, совершают поясной поклон с крестным знамением.
КАК ПРАВИЛЬНО КРЕСТИТЬСЯ
Крестное знамение — видимое свидетельство нашей веры. Крест Христов освящает все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.
Как правильно креститься?
Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Нераздельной Троицы. Два других пальца плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым схождение Сына Божия с Неба на землю (два пальца — образ двух природ Иисуса Христа: Божественная и человеческая).
Вначале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на область солнечного сплетения, для освящения чувств; после этого на правое, а затем на левое плечо, освящая телесные силы.
Опустив руку, совершаем небольшой поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Крест Христов, и поклоняемся ему.
ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА
Если вы хотите, чтобы поданная Вами в алтарь поминальная записка была прочитана внимательно и неспешно, помните правила:
- Пишите четким понятным почерком, крупно, разборчиво, лучше печатными буквами.
- Озаглавьте её «Оздравии» или «Оупокоении».
- Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).(Например, Николая, Марии и т.п.)
- Указывайте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
- Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, аАполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).
- 6. Перед именами священнослужителей укажите их сан полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
- Не надо указывать фамилии, отчества, звания, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к Вам.
8.Допускается включение в записку слов «монаха», «монахини», «болящего»,«путешествующего», «заключенного».
- Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной» и т.п.
- В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятного» (усопшего, имеющего в этот день памятную дату).
- За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться ужене нужно.
- О здравии и о упокоении поминают крещеных православных христиан с упоминанием их крестильного имени.
На литургии можно подать записки:
—На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;
—На ектению- поминовение во всеуслышание.Его обычно совершает служащий священник.
Также можно подать записку на молебен или панихиду.