Храм Святых Благоверных

Петра и Февронии

г. Невинномысск

Миссионерский листок

Издается по благословению

и.о. настоятеля храма

Протоиерея Алексея Гошунович

• Существует большой соблазн критиковать воцерковлённых людей, с возмущением смакуя их поступки, и тем оправдывать свою пассивность. Не делайте этой ошибки. Эти люди встали на путь очищения и спасения своей души и, им даны Церковью все необходимые для этого средства. Войдя в Церковь, человек не приобретает святость автоматически, но он встаёт на единственный путь, который к ней ведёт.

• Часто мы склонны идеализировать священника и на этой базе находить множество «отклонений от идеала». Священники являются проводниками благодати (Божественной любви к человеку), врученной им при посвящении в сан на основании апостольской преемственности, а в остальном это люди со своими достоинствами и недостатками. Не тратьте время на бесконечный поиск «особенного» батюшки, отвечающего вашим представлениям о «правильном» священнике. Такие поиски вам не на пользу, зато прекрасно помогают оправдывать свою невоцерковленность.

• Вы читали в некоторых газетах про злоупотребления среди священнослужителей и поэтому не ходите в храм? Это равносильно тому, как если бы, заболев, вместо того, чтобы искать хорошего врача, вы возмущались низким уровнем медперсонала и отвергали лечение. Люди выискивают даже единственного на всю страну врача, который способен побороть недуг их смертного тела, а в нашем случае речь идёт о бессмертной душе и вечной жизни. Ведь даже самые одержимые хулители Церкви не считают, что 100% её служителей не достойны священного сана.

Не будем смешивать понятия. Храм – это прежде всего место встречи человека с Богом и

соединении с Ним в Таинстве Евхаристии (Таинстве Причащения), а не «бюро ритуальных услуг» или компания единомышленников.

• Православие смущает вас своей догматичностью, а вы – человек современный, толерантный и дорожите широтой взглядов. Попробуйте заменить слово «косный» на «вечный». Если вам кто-то скажет, что Церковь запрещает смотреть телевизор или читать об отце Брауне – не верьте, лишь совесть человека и его духовный опыт могут ограничить его в этом.

• Вы должны быть готовы к тому, что, пытаясь прийти к вере, столкнётесь с внешними и внутренними трудностями.

Вы не оригинальны – они называются искушениями. Вас окружит множество перспектив, неожиданных забот, увлечений, может быть, даже сложностей. Будьте тверды, ибо «Если Бог за нас, то кто против нас» (Рим. 8:31).

• Вы боитесь, что, придя в храм, сделаете что-то «не по правилам» и навлечете на себя нападки «злобных бабок»? В настоящее время это очень большая редкость, почти экзотика. Подавляющее большинство священников пресекают подобные выпады. Если вам сделали замечание, вникните в его суть, возможно, для него действительно есть основания. Если все же конфликт происходит, будьте спокойны, вежливы и тверды. Помните, что распоряжаться в храме, делать замечания прихожанам и давать навязчивые советы данная пожилая женщина никем и никогда не была уполномочена.

• Избегайте псевдоправославных «страшилок». Захватывающие рассказы об ИНН, современных пророках, точно известных «концах света» и проч., никакого отношения к Православию не имеют. Бессмысленно тратить время на бесплодную борьбу с внешними врагами, когда вы еще не разобрались со своим «внутренним человеком».

• Можно бесконечно долго ощущать себя «неготовым», оттягивая и оттягивая свой приход в Церковь. Не бойтесь ошибок, нельзя научиться плавать, не войдя в воду.

• Как это ни парадоксально, но если вне Церкви кажется, что внутри её ты потеряешь свободу, то после начала осознанной духовной жизни приходит понимание, что свободы слишком много и думать за тебя никто не собирается, каждый день ты сам делаешь выбор. Отсюда эта неуёмная жажда у многих людей найти прозорливого старца, который выстроит за них духовную жизнь так, чтобы без всякого выбора по вертикальной лестнице восходить в Царство Бога. Вы – свободный человек, и вы останетесь свободным, переступив порог храма.

Православный храм – не секта. Никто и ничто, кроме вашей веры, не будет диктовать вам, как строить свою духовную жизнь. Другое дело, что в Церкви ваши представления о свободе наполнятся совершенно новым и прекрасным содержанием. «…И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Евангелие по Иоанну).

Часто нам кажется, что наши вопросы и сомнения не имеют ответа, что они разрушают всю картину мира, которую даёт религия, и… что они абсолютно оригинальны. Это останавливает нас в поиске истины, но на поверку оказывается, что причина стагнации – наша лень.

Каждый из нас имеет немалый багаж знаний о вещах, второстепенных с точки зрения посмертного пути человека, вечности (профессиональные знания, политика, экономика, техника, спорт…). Уровень же знаний в области накопленного человечеством практического религиозного опыта, смысла жизни, как правило, очень низок, зачастую это наивные, поверхностные суждения. Мы не имеем элементарной информации о том, как предыдущие поколения рассматривали вопросы бытия, к чему стремились, на основании каких идей строили свои философские системы, чего достигали лучшие их представители и кто были их духовные лидеры.

Мы находимся в огромном преимуществе по сравнению с предшествующими поколениями: множество книг, ответы священников прямо в интернете, свободное посещение храмов, поездки по святым местам. Тем более, что вопросы-то эти в большинстве случаев стандартные, ответы на них существуют в десятках источников.

Мы взяли на себя смелость дать несколько советов относительно наиболее типичных ситуаций.

• Многим очень хочется занять по отношению к Богу некую нейтральную позицию, мол, мы же не против, но вне Церкви, «в душе». Увы, это самообман, самодельная вера. В духовном мире

нет середины: не стремясь к Богу, мы отвергаем Его, создаём собственные идеалы.